Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

1 января 2014 года вступил в силу новый стандарт дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), который утвердил Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам. В соответствии с новым законом "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.

ФГОС ДО включает в себя требования:

  • к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части программы, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • к результатам освоения основных образовательных программ.

Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

ФГОС ДО учитывает:

  • самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
  • социокультурное разнообразие детства;
  • возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
  • потребности, особенности и возможности детей с ОВЗ;
  • возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Образовательные ориентиры

Образовательные ориентиры дошкольного образования МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы "От рождения до школы" базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе "От рождения до школы", и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе "От рождения до школы" так же, как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит "спасибо", "здравствуйте", "до свидания", "спокойной ночи" (в семье, в группе)); имеет первичные представления об
    элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры образования для детей второй младшей группы:

  • Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
  • Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
  • Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
  • Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
  • Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
  • Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
  • Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
  • Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
  • Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
  • Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены ("Я умею строить дом"), узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников.
  • Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами ("можно", "нужно", "нельзя"),может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии.

Целевые ориентиры образования для детей средней группы:

  • Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
  • Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.
  • Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
  • Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
  • Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
  • В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату.
  • Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.
  • Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую необходимость в движении. Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в обслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит "спасибо" и "пожалуйста". По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
  • Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?", стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия.
  • Имеет представления: – о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания ("знаю, о чем эта сказка"), Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); – о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; – об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; – о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
  • Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо" (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.).

Целевые ориентиры образования для детей старшей группы:

  • Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
  • Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
  • Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный
    результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.
  • Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
  • Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
  • Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
  • Самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
  • Проявляет интеллектуальную активность. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром.
  • Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
  • Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов.
  • Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
    конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу окружающей среде.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.)
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональное, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо", стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Основные принципы дошкольного образования и их реализация в МБДОУ

Содержание ООП ДО выстроено в соответствии с научными принципами и подходами, обозначенными в ФГОС ДО. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Первый принцип – это принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития. Т.е. при реализации данного принципа педагогу необходимо максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Но при этом следует помнить, что каждому возрасту ребенка соответствует определенный вид ведущей деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, т.е. передача взрослым и освоение ребенком способов употребления предметов, овладение ребенком орудийными действиями на основе действий взрослого, взятого за образец.

Освоение ребенком предметной деятельности происходит во взаимодействии со взрослыми. И уже в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у ребенка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности.

Второй, важнейший, принцип – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Не объектом педагогический усилий, а именно субъектом, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития мы безусловно должны учитывать в построении образовательной работы. Однако, в существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким–либо из этих особенностей. Индивидуальный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком.

Необходимое условие такого подхода – изучение межличностных отношений. Индивидуальный подход дает возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Другими словами: "Я" возможно только потому, что есть "мы". При реализации этого принципа педагог не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и 2 соответственно развития личностных функций субъектов образовательно – воспитательного процесса. Индивидуальный подход к детям, нельзя превращать в индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с несколькими детьми, оставляя других пассивными наблюдателями. Обучение в количестве основано на том, что воспитатель ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг друга (работа сильного ребенка со слабым), направляет их общую работу, использует замечания, предложения отдельных детей для достижения успехов всех. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств.

Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений можно предложить такие задания: – по уровню сложности, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек. Это упражнение вызывает интерес, большую активность у детей. Или на занятиях по художественно–творческому развитию, при закреплении темы "Фрукты", ребенок сам выбирает какой фрукт он будет изображать и как он его будет изображать (рисовать, лепить, или через аппликацию).

Третий принцип – это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. К этому принципу хотелось бы добавить положение стандарта о том, что образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. А за счет каких форм? Разумеется, не только за счет занятий. Вы все знаете, что занятия занимают в режиме дня незначительное время. Следовательно, нужны какие – то формы организации детей, формы совместной деятельности педагога и ребенка по освоению образовательной программы. Главным из этих форм и ведущей деятельностью остается игра. Но помимо игры существует немало форм совместной деятельности, которые и позволяют сделать жизнь ребенка насыщенной и интересной в течение пребывания ребенка в детском саду:

  • это, безусловно, проектная деятельность;
  • это чтение худ. литературы, познавательной и образовательной литературы;
  • это коллекционирование, экспериментирование и исследования;
  • мастерская;
  • различные формы музыкальной, художественной деятельности.

Коротко о некоторых из них: Мастерская – это форма организованной продуктивной деятельности. Здесь важно, что ребенок самостоятельно осуществляет выбор деятельности, той самой продуктивной деятельности. Самостоятельность ребенка проявляется и в том, что он вправе просить помощь у педагога, а педагог оказывает эту помощь только тогда или предлагает совет ребенку только тогда, когда ребенок в этом нуждается. Ребенок сам может запланировать, какую часть работы он выполнит вместе со всеми, а какую часть оставит на потом. Самое главное, чтобы работа была завершена, чтобы получился задуманный результат и чтобы результат был качественный. Вот в этом и заключается педагогическое сопровождение. И свобода ребенка в этой форме совместной деятельности заключается в том, что он может выбрать себе партнера по коллективной деятельности, или может работать индивидуально, но рядом с другими детьми, выполнять общую поставленную задачу. Очень интересная форма – проектная деятельность, когда воспитателем создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно с воспитателем открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. Эти и иные формы деятельности очень важны в нашей работе. Они должны осваиваться как раз для реализации основополагающих принципов нашего стандарта: и поддержки детей самостоятельности, и насыщенной жизни, и полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, и организации образовательного процесса в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

Четвертый принцип – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. При реализации данного принципа необходимо:

  • Создание условий для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.
  • Оказание помощи (при необходимости) детям в решении проблем организации игры. Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры.
  • Создание в группе положительного психологического микроклимата, в ровной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям.
  • Проявление уважения к индивидуальным вкусам и привычкам детей.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремясь найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным и др. детям.

А также помнить, что для каждого возраста существуют приоритетные сферы инициативы: для детей 3–4 лет – приоритетной сферой инициативы является продуктивная деятельность. В этом возрасте важно отличать и публично поддерживать любые успехи детей. Нельзя критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. для детей 4–5 лет – приоритетная сфера – познание окружающего мира. В этом возрасте негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один. Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают в игру взрослого или добровольно соглашаются на его участие. При этом сюжет, ход игры, а также роль определяют дети, а не педагог. Приоритетной сферой инициативы для детей старшего дошкольного возраста является внеситуативно–личностное общение и научение. Деятельность воспитателя заключается в:

  • привлечении детей к планированию жизни группы на день и более отдаленную перспективу;
  • в оказании помощи детям в решении проблем организации игры (при необходимости);
  • педагог дает адекватную оценку результата деятельности ребенка, одновременно признавая его усилия и указывая возможные пути и способы совершенствования продукта;
  • педагог создает ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников. – воспитатель может обращаться к детям с просьбой показать и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого ребенка.

Пятый принцип – сотрудничество организации с семьей.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьей" нельзя путать с понятием "работа с родителями"; хотя второе является составной частью первого.

В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество–объединение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия. Перед педагогическим коллективом ДОУ должна быть поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Существует много различных форм взаимодействия с семьей, это: "Круглый стол" по любой теме; тематические выставки и т.д. Например, занятие по обучению детей пожарной безопасности проводилось с привлечением папы–пожарного, который с удовольствием принял участие и рассказал как важно быть аккуратным при обращении с пожароопасными предметами. Или совместное занятие детей и родителей, на котором родители помогали изготовить атрибуты для сюжетно–ролевой игры "Магазин". Также одной из форм взаимодействия с семьей – это консультации специалистов.

Шестой принцип – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Этот принцип носит социально–коммуникативное направление. Цель которого воспитать достойного члена общества, формировать основы моральных, духовно–нравственных ценностей семьи, общества, государства через организацию пространства, разнообразие материалов, оборудования, которые бы обеспечивали: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность дошкольников.

Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Вначале педагог сам знакомится с природой, культурой своей республики. Осуществляет отбор содержания для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности, что есть только там, где живут дети. Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей.

Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. При проведении этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и все то, что связано друг с другом.

Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребенка. Важно, чтобы при проведении этой работы затрагивались, развивались и воспитывались чувства детей, чтобы они радовались и печалились. Особое внимание следует обратить на формы работы с детьми, которые должны быть различными в зависимости от поставленной педагогом цели и предлагаемого содержания.

Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:

  • интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации);
  • проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни;
  • желание слушать, читать книги с общественной тематикой;
  • наблюдения за детьми (как они помогают друг другу; как относятся к книгам на основе специально созданных ситуаций и др.)

Седьмой принцип – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение в различные виды деятельности. Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребенок в своей повседневной жизни. Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления – очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.

При проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей важно придерживаться принципа систематичности. На примере можно рассмотреть одну из форм познавательной активности дошкольника – коллекционирование. Именно в коллекционировании и проявляются его познавательные интересы. Индивидуальные познавательные интересы мы можем объединить в общие коллекции, которые нам помогут при реализации той или иной образовательной области. Коллекционирование – эта форма хороша еще и тем, что коллекционировать мы можем не только материальные объекты, но и например – собирать коллекцию семян или минералов, коллекцию эмоций, впечатлений. Эту коллекцию можно представить фотографиями, главным действующим лицом в которых является наш ребенок. А потом использовать эти впечатления и эмоции для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный опыт другим детям. У себя в группе мы проводили фотовыставки эмоций и впечатлений, одна из них называлась "Летние эмоции". Коллекционирование является весьма эффективным в решении задачи позитивной социализации и всестороннего развития ребенка.

Восьмой принцип – возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). При реализации данного принципа необходимо учитывать возрастные особенности детей, создать условия, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого ребенка.

Использовать те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы. (прежде всего это игра, познавательная и исследовательская деятельности, развивающие ситуации). Каждому возрастному периоду будет соответствовать определенные формы и методы работы.

Например, в раннем возрасте – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста – ряд видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная и двигательная.

Девятый принцип – учет этнокультурной ситуации развития детей. В наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития.

Очень важно приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям. Эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе.

Знакомить детей с национальной самобытностью, культурой, обычаями, традициями разных народов нужно с дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте народная культура является основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. В ДОУ обустроена "Русская изба", размещенная в специально оборудованном помещении. Проводится работа с родителями. Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействуем с родителями: они собирают экспонаты для избы, участвуют в народных праздниках. Мы реализуем в своей работе эти основополагающие принципы.

Понимание качества образовательной деятельности

Качество образования – это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования.

Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы.

Как видно, качество образования – это комплексный показатель:

  • соотношения цели и результата обучения;
  • обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг;
  • определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;

Одновременно это система, модель, организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое общественное развитие.

Понятие "качество дошкольного образования" анализируется, исходя из трех различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой ее адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Понятие "качество" многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:

  • обучение без утомления;
  • сохранение здоровья детей как психического, так и физического; успешность обучения;
  • поддержание желания детей учиться;
  • обеспечение возможности поступлении в престижную школу;
  • обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т.д.)

Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:

  • успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;
  • оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
  • поддержание интереса детей к учебному процессу;
  • успешное развитие детей в процессе их обучения;
  • сохранение физического и психического здоровья детей;
  • рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
  • обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для руководителя – это:

  • высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;
  • сохранение здоровья детей;
  • рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
  • успешность деятельности педагогов и детей;
  • полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

С точки зрения руководителя микро- или макроуровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.

Понимание ребенка. Наблюдение и документирование процессов развития

Сейчас в дошкольном образовании происходят большие изменения.

Дошкольное образование – это первый уровень, первая ступень общего образования в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Оно в отличие от общего образования является необязательным, но является ключевым в развитии ребенка.

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта меняются и требования к дошкольному образованию. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования и к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является "создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром" (п. 1.4).

Дошкольный возраст уникален тем, что в этот период закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире. При этом он должен иметь равные возможности для личностного развития. Для дошкольника очень важно отношение окружающих людей к его достижениям. Необходимо в этот период формировать и поддерживать индивидуальные достижения детей, создавать атмосферу, в которой они могут демонстрировать свои успехи.

Для начала обратимся к словарю Ожегова С.И. и рассмотрим понятие "достижение". "Достижение – это положительный результат каких-нибудь усилий, успех".

Как же выявить положительный результат в дошкольной образовательной организации?

Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" достижения "не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей" (ст. 11.2) и "освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников" (ст. 64). В Федеральном государственном образовательном стандарте оговаривается результаты освоения Программы. Они "представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования" (п. 4.1), которые "не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей" (п. 4.3).

Таким образом, требования Стандарта не предполагают никакой аттестации воспитанников. Но как понять, насколько успешен процесс развития ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. "Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей (п. 3.2.3).

В дошкольном возрасте ребенок развивается стремительно. Поэтому увидеть "зону ближайшего развития", оценить достижения ребенка и спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного развития для каждого ребенка – важная задача педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики используются для выявления сильных сторон ребенка и определят путь его развития.

Основным методом педагогической диагностики является наблюдение, которое осуществляется в образовательной деятельности, в режимных моментах, во взаимодействии ребенка со взрослыми и детьми и самостоятельной деятельности. Целью педагогической диагностики становится содержательная характеристика наблюдаемого явления. В свою очередь педагог оценивает не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, которая направлена на создание условий для индивидуального развития каждого ребенка. Так же важно, чтобы диагностика выявляла динамику развития ребенка, способы и приемы, направленные на создание условий для социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

Социализация предполагает развитие у дошкольника потребность в мотивации достижений. Ребенок испытывает гордость за свои достижения. Но ребенок должен знать, если у него что-то не получается, то возможности его развиваются. Завтра он сделает то, чего не смог сегодня. Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Индивидуальные достижения могут быть кратковременными, частыми и длительными, сиюминутными, устойчивыми, связанные со всей жизнью и деятельностью. Чем реже эти достижения, тем они ценнее. Хвалить и поддерживать ребенка нужно, но если трехлетний малыш еще поверит, что его рисунок "самый-самый…", а поделка – "самая лучшая…", то уже первокласснику уже не скажешь , что его работа "самая красивая..", если занял последнее место в состязании. В результате похвала обесценивается.

Ребенка можно и нужно любить, а вот хвалить стоит только за дело. В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, педагога). Для ребенка важна не только положительное одобрение, такие как "молодец", "умница", но и другие способы оценки его индивидуальных достижений.

Способы индивидуальных достижений различны. Для фиксации достижений воспитанников используются такие формы работы, например, оформление альбома "Театральные успехи", где запечатлены рабочие моменты (работа над этюдами, создание атрибутов и декораций, сочинение сказки) и саму театральную постановку. Видео сказки дети могут пересматривать сами, а также дать посмотреть младшим дошкольникам. Проведение различных конкурсов (конкурс чтецов, конкурс рисунков, поделок) на различную тематику, требует от детей хорошей подготовки. А награда за хорошую работу – это грамоты или благодарности, которые вручают при всех.

Куб "Достижений", пособие, где около фотографии ребенка воспитатель и родители отмечают успехи в развитии волевых качеств, в обучении. "Линейка успеха" активизирует, стимулирует деятельность детей, нацеливает на успех. Выполнив задание, ребенок прикрепляет кружок, взрослый зачитывает фразу: "Можешь лучше", "Молодец" и другие. По окончанию ребенок получает соответствующий значок.

Участие в групповых праздниках, спортивных олимпиадах, выставках развивают не только эмоциональную сферу, но и формируют уверенность в себе и в своих силах, самостоятельность, активность и инициативность.

Организация совместных проектов "Я хочу вам рассказать" открывают для детей возможность самостоятельно добывать знания, презентовать свою работу, проводить мастер-класс для сверстников. После проекта можно выпустить газету, стенгазету или коллажа – это станет результатом индивидуальных достижений детей. Главное отыскать в детях сильную сторону и отметить ее.

Некоторые дети имеют яркие способности, талант, которые мы должны поддержать и сохранить. Для таких детей целесообразно проводить индивидуальные выставки рисунков, выступления на тему "Мои увлечения", "Мои спортивные достижения", где ребенок может продемонстрировать свои успехи. Как правило, потом присоединяются и другие дети.

Очень важно, когда ребенок чувствует, что его готовы выслушать, принять таким какой он есть, что он кому-то может помочь. Успешность каждого объединяет коллектив.

Например, при организации тематической выставки "Здоровая пища", у детей может появиться желание приготовить самим несложное блюдо. Здесь от работы каждого зависел конечный результат. Результат вызвал бурю эмоций и был с удовольствием съеден.

Важное место занимает участие родителей. Это и выполнение совместных работ, и выступление в рамках "Гость группы". Для этого необходимо устанавливать партнерские отношения с родителями. Выполняя задание с детьми, родители обращают внимание на то, что получается или не получается у ребенка, видят его успехи и предпочтения. Необходимо стимулирование и мотивация - фиксирование участия воспитанников в разных мероприятиях, это наклейки в тетрадях. В конце они подсчитывались и награждались небольшими призами и книгами. Так же достижения фиксируются в портфолио группы.

Немного можно рассказать и о портфолио ребенка, которое представляет собой не хаотичный сбор всего, а доказательство того, что достигнуто ребенком, что сделал ребенок и почему это важно, индивидуальный маршрут развития ребенка, то есть это папка-накопитель, в которую целенаправленно собирается информация о ребенке, помещаются различные материалы, свидетельствующие о результатах и достижениях ребенка, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития, "копилка" личных достижений ребенка в разных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфолио может быть электронным, в бумажном виде и портфолио-раскраска, где ребенок сам заполняет станицы.

Портфолио дошкольника должно привлекать ребенка. Было бы отлично, если бы оно предметом личной гордости каждого ребенка. Можно сказать, что портфолио "Книга о самом себе", которая не просто красочная, но и включает в себя информацию о ребенке, всевозможные его достижения ребенка. Все это, напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности.

Занимаясь в спортивных кружках, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях, многие дети достигают значительных успехов. Некоторые сидят дома и занимаются любимым делом. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов. После выпуска ребенка из дошкольной организации портфолио вручается ребенку. Это подарок на долгую память ему и его родителям.

Использование данных форм работ способствует развитию у детей положительных волевых качеств, стремлению получать новые знания, формированию адекватной самооценки, позволяет фиксировать успехи детей во времени и в пространстве, осуществлять обратную связь между детским садом и родителями.