Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
1 января 2014 года вступил в силу новый стандарт дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО), который утвердил Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам. В соответствии с новым законом "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
ФГОС ДО включает в себя требования:
Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
ФГОС ДО учитывает:
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры программы "От рождения до школы" базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе "От рождения до школы", и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе "От рождения до школы" так же, как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
Целевые ориентиры образования для детей второй младшей группы:
Целевые ориентиры образования для детей средней группы:
Целевые ориентиры образования для детей старшей группы:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Содержание ООП ДО выстроено в соответствии с научными принципами и подходами, обозначенными в ФГОС ДО. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Первый принцип – это принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития. Т.е. при реализации данного принципа педагогу необходимо максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Но при этом следует помнить, что каждому возрасту ребенка соответствует определенный вид ведущей деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, т.е. передача взрослым и освоение ребенком способов употребления предметов, овладение ребенком орудийными действиями на основе действий взрослого, взятого за образец.
Освоение ребенком предметной деятельности происходит во взаимодействии со взрослыми. И уже в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у ребенка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности.
Второй, важнейший, принцип – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Не объектом педагогический усилий, а именно субъектом, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития мы безусловно должны учитывать в построении образовательной работы. Однако, в существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким–либо из этих особенностей. Индивидуальный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком.
Необходимое условие такого подхода – изучение межличностных отношений. Индивидуальный подход дает возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Другими словами: "Я" возможно только потому, что есть "мы". При реализации этого принципа педагог не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и 2 соответственно развития личностных функций субъектов образовательно – воспитательного процесса. Индивидуальный подход к детям, нельзя превращать в индивидуальное обучение, когда воспитатель работает с несколькими детьми, оставляя других пассивными наблюдателями. Обучение в количестве основано на том, что воспитатель ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг друга (работа сильного ребенка со слабым), направляет их общую работу, использует замечания, предложения отдельных детей для достижения успехов всех. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств.
Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений можно предложить такие задания: – по уровню сложности, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек. Это упражнение вызывает интерес, большую активность у детей. Или на занятиях по художественно–творческому развитию, при закреплении темы "Фрукты", ребенок сам выбирает какой фрукт он будет изображать и как он его будет изображать (рисовать, лепить, или через аппликацию).
Третий принцип – это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. К этому принципу хотелось бы добавить положение стандарта о том, что образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. А за счет каких форм? Разумеется, не только за счет занятий. Вы все знаете, что занятия занимают в режиме дня незначительное время. Следовательно, нужны какие – то формы организации детей, формы совместной деятельности педагога и ребенка по освоению образовательной программы. Главным из этих форм и ведущей деятельностью остается игра. Но помимо игры существует немало форм совместной деятельности, которые и позволяют сделать жизнь ребенка насыщенной и интересной в течение пребывания ребенка в детском саду:
Коротко о некоторых из них: Мастерская – это форма организованной продуктивной деятельности. Здесь важно, что ребенок самостоятельно осуществляет выбор деятельности, той самой продуктивной деятельности. Самостоятельность ребенка проявляется и в том, что он вправе просить помощь у педагога, а педагог оказывает эту помощь только тогда или предлагает совет ребенку только тогда, когда ребенок в этом нуждается. Ребенок сам может запланировать, какую часть работы он выполнит вместе со всеми, а какую часть оставит на потом. Самое главное, чтобы работа была завершена, чтобы получился задуманный результат и чтобы результат был качественный. Вот в этом и заключается педагогическое сопровождение. И свобода ребенка в этой форме совместной деятельности заключается в том, что он может выбрать себе партнера по коллективной деятельности, или может работать индивидуально, но рядом с другими детьми, выполнять общую поставленную задачу. Очень интересная форма – проектная деятельность, когда воспитателем создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно с воспитателем открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. Эти и иные формы деятельности очень важны в нашей работе. Они должны осваиваться как раз для реализации основополагающих принципов нашего стандарта: и поддержки детей самостоятельности, и насыщенной жизни, и полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, и организации образовательного процесса в течение всего пребывания ребенка в детском саду.
Четвертый принцип – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. При реализации данного принципа необходимо:
А также помнить, что для каждого возраста существуют приоритетные сферы инициативы: для детей 3–4 лет – приоритетной сферой инициативы является продуктивная деятельность. В этом возрасте важно отличать и публично поддерживать любые успехи детей. Нельзя критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. для детей 4–5 лет – приоритетная сфера – познание окружающего мира. В этом возрасте негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один. Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают в игру взрослого или добровольно соглашаются на его участие. При этом сюжет, ход игры, а также роль определяют дети, а не педагог. Приоритетной сферой инициативы для детей старшего дошкольного возраста является внеситуативно–личностное общение и научение. Деятельность воспитателя заключается в:
Пятый принцип – сотрудничество организации с семьей.
Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьей" нельзя путать с понятием "работа с родителями"; хотя второе является составной частью первого.
В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество–объединение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия. Перед педагогическим коллективом ДОУ должна быть поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Существует много различных форм взаимодействия с семьей, это: "Круглый стол" по любой теме; тематические выставки и т.д. Например, занятие по обучению детей пожарной безопасности проводилось с привлечением папы–пожарного, который с удовольствием принял участие и рассказал как важно быть аккуратным при обращении с пожароопасными предметами. Или совместное занятие детей и родителей, на котором родители помогали изготовить атрибуты для сюжетно–ролевой игры "Магазин". Также одной из форм взаимодействия с семьей – это консультации специалистов.
Шестой принцип – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Этот принцип носит социально–коммуникативное направление. Цель которого воспитать достойного члена общества, формировать основы моральных, духовно–нравственных ценностей семьи, общества, государства через организацию пространства, разнообразие материалов, оборудования, которые бы обеспечивали: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность дошкольников.
Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Вначале педагог сам знакомится с природой, культурой своей республики. Осуществляет отбор содержания для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности, что есть только там, где живут дети. Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей.
Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. При проведении этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и все то, что связано друг с другом.
Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребенка. Важно, чтобы при проведении этой работы затрагивались, развивались и воспитывались чувства детей, чтобы они радовались и печалились. Особое внимание следует обратить на формы работы с детьми, которые должны быть различными в зависимости от поставленной педагогом цели и предлагаемого содержания.
Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:
Седьмой принцип – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение в различные виды деятельности. Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребенок в своей повседневной жизни. Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления – очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.
При проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей важно придерживаться принципа систематичности. На примере можно рассмотреть одну из форм познавательной активности дошкольника – коллекционирование. Именно в коллекционировании и проявляются его познавательные интересы. Индивидуальные познавательные интересы мы можем объединить в общие коллекции, которые нам помогут при реализации той или иной образовательной области. Коллекционирование – эта форма хороша еще и тем, что коллекционировать мы можем не только материальные объекты, но и например – собирать коллекцию семян или минералов, коллекцию эмоций, впечатлений. Эту коллекцию можно представить фотографиями, главным действующим лицом в которых является наш ребенок. А потом использовать эти впечатления и эмоции для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный опыт другим детям. У себя в группе мы проводили фотовыставки эмоций и впечатлений, одна из них называлась "Летние эмоции". Коллекционирование является весьма эффективным в решении задачи позитивной социализации и всестороннего развития ребенка.
Восьмой принцип – возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). При реализации данного принципа необходимо учитывать возрастные особенности детей, создать условия, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого ребенка.
Использовать те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы. (прежде всего это игра, познавательная и исследовательская деятельности, развивающие ситуации). Каждому возрастному периоду будет соответствовать определенные формы и методы работы.
Например, в раннем возрасте – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста – ряд видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно–исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная и двигательная.
Девятый принцип – учет этнокультурной ситуации развития детей. В наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития.
Очень важно приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям. Эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе.
Знакомить детей с национальной самобытностью, культурой, обычаями, традициями разных народов нужно с дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте народная культура является основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. В ДОУ обустроена "Русская изба", размещенная в специально оборудованном помещении. Проводится работа с родителями. Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействуем с родителями: они собирают экспонаты для избы, участвуют в народных праздниках. Мы реализуем в своей работе эти основополагающие принципы.
Качество образования – это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования.
Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы.
Как видно, качество образования – это комплексный показатель:
Одновременно это система, модель, организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое общественное развитие.
Понятие "качество дошкольного образования" анализируется, исходя из трех различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой ее адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.
Понятие "качество" многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе:
Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями:
Для руководителя – это:
С точки зрения руководителя микро- или макроуровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.
Сейчас в дошкольном образовании происходят большие изменения.
Дошкольное образование – это первый уровень, первая ступень общего образования в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Оно в отличие от общего образования является необязательным, но является ключевым в развитии ребенка.
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта меняются и требования к дошкольному образованию. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования и к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является "создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром" (п. 1.4).
Дошкольный возраст уникален тем, что в этот период закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире. При этом он должен иметь равные возможности для личностного развития. Для дошкольника очень важно отношение окружающих людей к его достижениям. Необходимо в этот период формировать и поддерживать индивидуальные достижения детей, создавать атмосферу, в которой они могут демонстрировать свои успехи.
Для начала обратимся к словарю Ожегова С.И. и рассмотрим понятие "достижение". "Достижение – это положительный результат каких-нибудь усилий, успех".
Как же выявить положительный результат в дошкольной образовательной организации?
Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" достижения "не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей" (ст. 11.2) и "освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников" (ст. 64). В Федеральном государственном образовательном стандарте оговаривается результаты освоения Программы. Они "представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования" (п. 4.1), которые "не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей" (п. 4.3).
Таким образом, требования Стандарта не предполагают никакой аттестации воспитанников. Но как понять, насколько успешен процесс развития ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. "Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей (п. 3.2.3).
В дошкольном возрасте ребенок развивается стремительно. Поэтому увидеть "зону ближайшего развития", оценить достижения ребенка и спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного развития для каждого ребенка – важная задача педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики используются для выявления сильных сторон ребенка и определят путь его развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение, которое осуществляется в образовательной деятельности, в режимных моментах, во взаимодействии ребенка со взрослыми и детьми и самостоятельной деятельности. Целью педагогической диагностики становится содержательная характеристика наблюдаемого явления. В свою очередь педагог оценивает не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, которая направлена на создание условий для индивидуального развития каждого ребенка. Так же важно, чтобы диагностика выявляла динамику развития ребенка, способы и приемы, направленные на создание условий для социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.
Социализация предполагает развитие у дошкольника потребность в мотивации достижений. Ребенок испытывает гордость за свои достижения. Но ребенок должен знать, если у него что-то не получается, то возможности его развиваются. Завтра он сделает то, чего не смог сегодня. Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Индивидуальные достижения могут быть кратковременными, частыми и длительными, сиюминутными, устойчивыми, связанные со всей жизнью и деятельностью. Чем реже эти достижения, тем они ценнее. Хвалить и поддерживать ребенка нужно, но если трехлетний малыш еще поверит, что его рисунок "самый-самый…", а поделка – "самая лучшая…", то уже первокласснику уже не скажешь , что его работа "самая красивая..", если занял последнее место в состязании. В результате похвала обесценивается.
Ребенка можно и нужно любить, а вот хвалить стоит только за дело. В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, педагога). Для ребенка важна не только положительное одобрение, такие как "молодец", "умница", но и другие способы оценки его индивидуальных достижений.
Способы индивидуальных достижений различны. Для фиксации достижений воспитанников используются такие формы работы, например, оформление альбома "Театральные успехи", где запечатлены рабочие моменты (работа над этюдами, создание атрибутов и декораций, сочинение сказки) и саму театральную постановку. Видео сказки дети могут пересматривать сами, а также дать посмотреть младшим дошкольникам. Проведение различных конкурсов (конкурс чтецов, конкурс рисунков, поделок) на различную тематику, требует от детей хорошей подготовки. А награда за хорошую работу – это грамоты или благодарности, которые вручают при всех.
Куб "Достижений", пособие, где около фотографии ребенка воспитатель и родители отмечают успехи в развитии волевых качеств, в обучении. "Линейка успеха" активизирует, стимулирует деятельность детей, нацеливает на успех. Выполнив задание, ребенок прикрепляет кружок, взрослый зачитывает фразу: "Можешь лучше", "Молодец" и другие. По окончанию ребенок получает соответствующий значок.
Участие в групповых праздниках, спортивных олимпиадах, выставках развивают не только эмоциональную сферу, но и формируют уверенность в себе и в своих силах, самостоятельность, активность и инициативность.
Организация совместных проектов "Я хочу вам рассказать" открывают для детей возможность самостоятельно добывать знания, презентовать свою работу, проводить мастер-класс для сверстников. После проекта можно выпустить газету, стенгазету или коллажа – это станет результатом индивидуальных достижений детей. Главное отыскать в детях сильную сторону и отметить ее.
Некоторые дети имеют яркие способности, талант, которые мы должны поддержать и сохранить. Для таких детей целесообразно проводить индивидуальные выставки рисунков, выступления на тему "Мои увлечения", "Мои спортивные достижения", где ребенок может продемонстрировать свои успехи. Как правило, потом присоединяются и другие дети.
Очень важно, когда ребенок чувствует, что его готовы выслушать, принять таким какой он есть, что он кому-то может помочь. Успешность каждого объединяет коллектив.
Например, при организации тематической выставки "Здоровая пища", у детей может появиться желание приготовить самим несложное блюдо. Здесь от работы каждого зависел конечный результат. Результат вызвал бурю эмоций и был с удовольствием съеден.
Важное место занимает участие родителей. Это и выполнение совместных работ, и выступление в рамках "Гость группы". Для этого необходимо устанавливать партнерские отношения с родителями. Выполняя задание с детьми, родители обращают внимание на то, что получается или не получается у ребенка, видят его успехи и предпочтения. Необходимо стимулирование и мотивация - фиксирование участия воспитанников в разных мероприятиях, это наклейки в тетрадях. В конце они подсчитывались и награждались небольшими призами и книгами. Так же достижения фиксируются в портфолио группы.
Немного можно рассказать и о портфолио ребенка, которое представляет собой не хаотичный сбор всего, а доказательство того, что достигнуто ребенком, что сделал ребенок и почему это важно, индивидуальный маршрут развития ребенка, то есть это папка-накопитель, в которую целенаправленно собирается информация о ребенке, помещаются различные материалы, свидетельствующие о результатах и достижениях ребенка, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития, "копилка" личных достижений ребенка в разных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфолио может быть электронным, в бумажном виде и портфолио-раскраска, где ребенок сам заполняет станицы.
Портфолио дошкольника должно привлекать ребенка. Было бы отлично, если бы оно предметом личной гордости каждого ребенка. Можно сказать, что портфолио "Книга о самом себе", которая не просто красочная, но и включает в себя информацию о ребенке, всевозможные его достижения ребенка. Все это, напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности.
Занимаясь в спортивных кружках, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях, многие дети достигают значительных успехов. Некоторые сидят дома и занимаются любимым делом. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов. После выпуска ребенка из дошкольной организации портфолио вручается ребенку. Это подарок на долгую память ему и его родителям.
Использование данных форм работ способствует развитию у детей положительных волевых качеств, стремлению получать новые знания, формированию адекватной самооценки, позволяет фиксировать успехи детей во времени и в пространстве, осуществлять обратную связь между детским садом и родителями.